В начало
АБВГДЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯA-Z0-9

Песни
Название  
1 Лучшая песня о любви
2 Метро
3 Некий Никто
4 Фонарики
5 21-й встречный
6 Шестой день осени
7 Тихий огонек
8 Прилег и задремал
9 Подожди (live)
10 1637
11 MetroJazz
Все тексты альбома

Дополнительная информация

Год выпуска: 2000  

Идея альбома "Который возвращается" возникла в сознании Калинникова летом 1993 года во время репетиций в кабинете музыки школы №4 города Фрязино. Собственно, правильнее было бы говорить о нем не как об Альбоме, а как о цикле песен, объединенных определенной тематикой, вынесенной в название.

Цикл этот задумывался с совершенно другим составом песен. Что неудивительно. А удивительно то, что из того состава в альбом "Который возвращается" вошли три песни - "Прилег и Задремал", "Подожди" и "Шестой день осени".

В 1993 году в альбом планировалась также песня "Небо без звезд", которая со временем, пройдя цикл реинкарнации и тем самым подтвердив свою причастность, в 97-м превратилась в "Тихий Огонек".

Считается также, что есть смысл говорить о песне "Отражение Неба", написанной Инной Желанной и великодушно подаренной "Високосному Году". Она не вошла в альбом за давностью лет, но до сих пор нравится и с удовольствием исполняется на концертах.

В 1997 году цикл песен "Который возвращается" пополнили "Лучшая песня о любви", "16:37" и песня Бориса Баженова "Некий Никто". При этом цикл, по определенным обстоятельствам, покинули ряд песен, оставшись дожидаться своего часа.

Последние изменения постигли альбом перед самым его выходом. В него (на тот момент) вошли только-только попавшая в радиоэфир "Метро", "Фонарики" и "Metrojazz", записанные в 99-м, а также песня "21-й встречный" (запись 1997 года).

А теперь подробнее о песнях.

Лучшая песня о любви

История написания этой песни рассказывается Калинниковым чуть ли не на каждом концерте и стоит того, чтобы её повторить.
Как-то в один из дней недавно начавшегося 1995 года Илья Калинников, пытаясь заинтересовать существовавшие тогда т.н. "рекорд-лейблы" существующими тогда т.н. "демо-записями" ВГ, дошел до Александра Викторовича Кутикова, легендарного бас-гитариста группы "Машины Времени" и генерального продюсера звукозаписывающей компании "Sintez-Records". Внимательно прослушав принесенное, Александр Викторович изрек: "Илья:" И сделал паузу, чтобы дать возможность собеседнику придумать несколько вариантов продолжения: "Илья, ты же талантливый парень. Напиши хит, тогда будем разговаривать". Илья (он же талантливый парень) буквально за два дня написал песню, еще через несколько дней она была записана и вскоре после соответствующей паузы одобрена Кутиковым. Разговор состоялся, контракт был подписан.
В период записи по контракту изначальный вариант песни кому-то показался скучноватым, и она волевым решением была переделана на более танцевальный манер. И в таком виде, в кутиковском сведении даже увидела свет на сборнике "101 хит. Выпуск 4". Правда, в исполнителях вместо "Високосного Года" значился "Последний Оркестр". Но это - отдельная история:
Через некоторое время группа решила все-таки вернуться к первоначальному варианту, записав его осенью 1997 года с удовольствием... "Лучшая песня о любви" стала первой песней "Високосного Года", попавшей в радиоэфир. Случилось это в первые дни Нового 1998 года, и еще случилось так, что уже через неделю песню заказали в концерте по заявкам, но тогда, конечно, никто не обратил на это внимания...

Метро

Основной музыкальный мотив этого нетленного полотна, этой "скатерти-самобранки", этого "ковра-самолета", поднявшегося до заоблачных вершин популярности, появился где-то в конце 1997 года в финале соло-партии, сыгранной Калинниковым к песне, о которой пока рано говорить. Прослушивание этого музыкального фрагмента показало его причастность к какой-то другой песне. Со временем Калинникову стало ясно, что песня будет называться "Метро", о чем он заговорил где-то весной 1999 года. Заговорил и сразу замолчал. Ближе к лету молчание было прервано заявлением, что с текстом пока ничего не ясно, и надо пробовать так. Попробовали так, и так, и так. Записали "Metrojazz" [mp3]. Но вскоре после этого, в августе 99-го Калинникова уговорили поработать звукорежиссером на съемках одного фильма и пожить около месяца в Москве. Где-то в середине этого месяца его разыскала Маша Хопенко (это - отдельная история):
- Старик, где там твоя песня про метро? Готова?
- Да нет, тут текст... Тут вот фильм...
- Старик, ты чё, ох$#$? Какой фильм? В сентябре выходит сборник "Прощай, оружие" с новыми песнями. Место уже забито. Бросай свой фильм и иди пиши.
Калинников вернулся во Фрязино, и группа приступила к работе. Песню записали за несколько дней и ночей, текст был закончен во время записи, сократившись наконец до четырех куплетов. Однако получившийся одним дождливым сентябрьским утром вариант не устроил ни "Високосный Год", ни авторитетных слушателей. Группа взялась было за переделку, но тут произошли теракты в Москве, окончательно выбившие Калинникова из творческой колеи, в которой он и так с трудом держался. Он перестал хотеть слышать что-либо про "Метро", пил водку с соучастниками группы и рассуждал к чему это все приведет. Что-то из этого привело к тому, что как только все чуть пришли в себя, был записан второй вариант "Метро", более яркий, более гитарный, более "форматный". Но он тоже не оставил о себе впечатления как об окончательном. Решили пока на все это дело со сборником положить. (Правда, если авторам сего манускрипта не изменяет память, этот второй вариант был-таки издан на сборнике в приложении к какому-то журналу и даже попал на какие-то нестоличные радиостанции. По какой-то причине).
Последний, известный на сегодняшний день вариант "Метро", был записан взявшей себя в руки группой в марте 2000 года. Вроде бы, все сложилось, и первый эфир песни состоялся 5 апреля 2000 года в 00 часов 15 минут на "Авторадио". Потом дело пошло и по другим радиостанциям. И особенно хорошо на "Нашем Радио", где после недели эфиров "Метро" заняла 9-е место в "Чартовой дюжине". Еще через четыре недели - первое, на котором оставалось еще шесть недель. Всего в обозначенном хит-параде "Метро" продержалась четыре с половиной месяца, какой-то недели не дотянув до абсолютного рекорда в чарте.

Некий Никто

Одна из давно любимых песен "Високосного Года" была написана Борисом Баженовым приблизительно в 1984 году. Идея включить ее в альбом появилась у Калинникова лет через тринадцать - зимой 97-го года в период записи по контракту. Тогда хотелось решить ее в исключительно клавишном звуке и в свете этого решения долго ломали друг другу головы, как быть с оригинальным соло. В качестве решения проблемы возник Б.Баженов и начал что-то себе под нос напевать. Поставив ему под нос микрофон, "Високосный Год" получил 9,5-минутное вокальное соло, из которого следующие два года выбирались самые эффектные места.

Фонарики

Самая быстрая (после "Лучшей песни о Любви") песня на альбоме по времени написания. Летом 99-го Калинников вдруг вспомнил, что была у него такая песенка в зарисовках. Но недописанная, потому как началось все хорошо, а потом его унесло в какую-то глубокую грусть. Буквально за два дня Калинников вернул все обратно, поправил текст, нашлось музыкальное решение для песни и магнитная лента для записи.

21-й встречный

Случилось опять же, что как-то летом 1996 года Павел Серяков принес Калинникову на рецензию несколько своих "стихотворений". Калинников незамедлительно разметал все в пух и прах, но выудил из того, что осталось, одно четверостишие, показавшееся ему интересным. Чуть позже появился основной музыкальный мотив песни, а четверостишие стало её припевом. Весной 97-го Калинников написал куплет к этой песне, а осенью и второй. Тогда же на радостях она была и записана. Сосницкий сыграл тему на аккордеоне, а Серяков придумал название. В таком виде песня, наконец, была допущена к выходу на альбоме.

Шестой день осени

Написана осенью 1993 года и в течение семи лет была очень любима группой, претерпев от нее пять вариантов исполнения. От "прогрессивного" с тяжелой ломаной ритмикой и огромными соло-партиями на всех имеющихся инструментах до последнего, на настоящий момент известного, идея которого пришла осенью 97-го. В том же году была сделана запись, которая дожила до выхода альбома, не претерпев уже значительных изменений. Разве что по звуку:

Тихий огонек

Корни этой песни уходят в 1993 год и упираются в существовавшую тогда песенку "Небо без звезд" с красивой темой и ярким отточенными финальным соло на гитаре, которые существуют до сих пор. К написанию песни зимой 97-го Калинникова опять-таки подтолкнул большой любитель хитов Александр Викторович Кутиков, сказав что "Лучшей песни" на альбоме мало. Нужно что-то еще. Это "что-то еще" было записано по контракту за один день и даже умудрилось попасть на несколько радиостанций. Может, кто-нибудь сможет вспомнить этот медленный и тяжелый вариант "Тихого огонька", начинавшийся с телефонных гудков? Мы, пожалуй, еще сможем. Но, как бы то ни было, тот вариант группу не устроил. Известный и окончательный вариант этой песни был записан в ходе "квартирной сессии" осенью 97-го и вошел в альбом без изменений, разве что в более долгом и кропотливом сведении. В менее долгом и кропотливом сведении (за неимением возможности) песня попала в радиоэфир в том же 1998 году вместе с "Лучшей песней о Любви" и стала наряду с ней, а позже и с "Метро", своего рода визитной карточкой "Високосного Года". Она потом еще вышла на сборнике "Наши в городе" благодаря активному участию Маши Хопенко, но это уже отдельная история.

Прилег и задремал

Одна из любимых песен Бориса Баженова была написана Калинниковым за один чудесный вечер 1992 года. За все это время ввиду особой ценности исполнялась "Високосным Годом" лишь несколько раз. Музыкальная форма произведения, найденная в 1994 году не претерпела с тех пор никаких изменений. Несколько известных вариантов записей этой песни различаются лишь техническим уровнем и качеством звучания. Альбомный вариант был с особым удовольствием записан в конце сентября 1998 года.

Подожди

Одна из самых ранних песен Ильи Калинникова. Известен вариант текста, датированный 1987(!) годом. С тех пор песня не раз пыталась быть записанной в 93-м, 95-м, 97-м годах, но ни один из вариантов так никому и не показался соответствующе звучащим. Как ни странно, таковым стал концертный вариант, каким-то чудом записанный в 1998 году. Через год запись у этого чуда отобрали, долго приводили в порядок, наконец привели и включили в альбом..

16:37

Самая долгая по времени написания песня на альбоме. С момента возникновения первых строк припева до момента написания последних строчек куплета прошло пять лет, четыре из которых о песне даже и не вспоминали. Вспомнили осенью 1996 года и почти сразу же нашли к ней музыкальное решение. Зимой 97-го был дописан текст, а осенью того же года была осуществлена запись.

Песни написаны Ильей Калинниковым, кроме "Некий Никто" - Б.Баженов и "21-й встречный" - текст Илья Калинников, Павел Серяков