В начало
АБВГДЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯA-Z0-9

Калугин Сергей

Песни
Название  
1  Двери! Двери!
2  Rex
3  Возвращение в Неаполь
4  Присутствие
5  Это не жизнь!
6  Адель
7  Total Control
8  Ничего нет прекраснее смерти!
9  Абраксас
10  Девять жизней к востоку от рая возле красных холмов

Дополнительная информация

Год выпуска: 2005  

Для того чтобы в наше время создать более-менее качественный продукт, не тратя при этом душевных сил, достаточно умеренного профессионализма, мелодического и поэтического дара. В середине 90-х альбом Сергея Калугина "Nigredo" триумфально шествовал по стране без всякой рекламной кампании, и неважно было, к какому культурному и музыкальному направлению принадлежал изначально очередной его поклонник. Ну ладно, не будем вспоминать "Nigredo", в конце концов, откровение не может не быть шедевром, да и к "Оргии" это творение имеет опосредованное отношение, но ведь и предыдущее творчество группы вместе с хитовым "Туркестанским экспрессом" воспринималось гораздо гармоничнее. Или музыканты решили, что название "Оргия праведников" звучит очень "готично"?

В основу композиции "Rex" легли самые известные куски латинского текста разных частей католической мессы. Музыка не очень актуальна. Мало того, что "эталон для подражания" - "Кармину Бурану" Карла Орфа - в наше время изъездили кто как может, так ведь звучит "Царь" так же лихо, как Angizia и Haggard. Даже вокальный ансамбль в данном случае звучит очень пестро. А когда в конце композиции сопрано, словно сирена, бросается на "ре" третьей октавы, по коже бегут мурашки - ведь и звук-то не самый высокий, да и с художественной точки зрения его можно было и не брать. Зачем, имитируя брильянт, вставлять в оправу стекло, если можно взять хотя бы хрусталь или мягко светящийся лунный камень? Впрочем, оправа тоже бывает разной. Насильственно воспринимается не только обращение со связками, но и многие другие моменты, в частности, обращение к теологии на сей раз совсем не вдохновенно, а тоже как-то противоестественно. В этом плане показателен как "Rex", так и "прогрессивное" "Присутствие". Российские рок-фэны дождались своего эпического апокалиптического трека. Вроде тема сакральная. Ничего не имею против космической фэнтези Сергея Лукьяненко, но образность очень схожа. "Вещание" Сергея Калугина по тембру и интонации очень мило и напоминает манеру артикуляции Дарта Вейдера. В целом вся эта "литературно-музыкальная композиция" на 18 с половиной минут звучит неестественно - куски ее архитектоники подогнаны друг к другу на глаз, мелодические линии маловыразительны, а их совместное звучание выстроено по принципу "лишь бы не диссонировало", Похоже, что ближе всего самим музыкантам оказались морализаторские композиции - в одних преобладает юмористический оттенок, в других - социальные мотивы: тяжелый рок-н-ролл "Это не жизнь!", тупой дет-метал "Тотал контрол", юмористическая "Адель!" в духе Бориса Гребенщикова, - во всяком случае звучат они более естественно и живо. Необычно изложение "Тотал контрол" - английский текст дан в транскрипции ("Э файр ин зе скай, Э хелл он зе граунд [:]"), и вокалист произносит его с соответствующим акцентом. В музыке альбома иногда встречаются цитаты из других сочинений. Одна из самых необычных и вызывающих сомнение в сознательности ее использования - интонация, которая лежит в основе мелодии "Возвращения в Неаполь". Долго прислушиваешься, вспоминая - что же это такое до боли знакомое. И лишь только зазвучали слова "Белый кораблик из дальнего странствия", интонационная аллюзия вмиг материализуется в "Белые кораблики" Владимира Шаинского, которые "дождики несут". Все вроде написано, как положено - ностальгический мелодический оборот, ритм баркаролы, - но вот только голос отрешенный, статичный, с "трагичной" низкой позицией. И совсем полной противоположностью обернулась, в том числе из-за вокальной манеры, "Ничего нет прекраснее смерти!" (которая ранее называлась "Радость моя" и не имела восклицательного знака в конце). За видимым "новым" прочтением композиция звучит мертво и "отъезженно". Этому способствует и более грузный темп, и отсутствие трепетной пульсации в аккомпанементе. А вместе с отчеканенными согласными и не пропетыми гласными в вокальной линии композиция звучит как лозунг. Музыка лишается и удивительной мелодии, и приятной гармонии, и живой пульсации ритма.

По-прежнему вне конкуренции в творчестве "Оргии праведников" остается вокал - и с точки зрения данных, и с точки зрения технического мастерства. Помимо хорошего и очень приятного "чистого" звука, в "Адели", к примеру, Сергей выдает элементы тирольских песнопений, а в "Тотал контрол" - замечательный гроулинг на зависть прыщавым металистам.

Если же расценивать творчество "О.П." не в диахроническом (здесь вердикт судьи, конечно, будет строже), а в синхроническом аспекте, то на фоне остальных российских музыкантов "Оргия" обладает массой положительных качеств. На их фоне звучание сразу становится оригинальным и вдохновенным, профессионализм - высоким, песни - разноплановыми: остросоциальными, юмористическими и даже философскими. Эти качества могут быть показателем либо уровня исполнителей, либо уровня современной русской музыки.

Мария Зуева (InterMedia)