В начало
АБВГДЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯA-Z0-9

Песни
Название  
1 Вольный ветер
2 За полшага
3 Матаня
4  Африка
5 Аргентина-Ямайка
6  Сальто назад
7 Всему свое время
8 Ой-йо
9 Пиво
10 С войны
11 В ее глазах
12 Не спеши
13 Оранжевое настроение
14 В ночь по новым адресам
Все тексты альбома

Дополнительная информация

Год выпуска: 2005 Производитель: Мистерия звука

    17 марта, к двадцатилетнему юбилею группы "ЧайФ" компания Real Records выпустила пластинку "Изумрудные хиты". Это первый сборник лучших, по мнению самих музыкантов, песен коллектива. В него вошли хиты, которые являются народными по определению, настолько велики любовь и внимание поклонников к ним. "То, что мы играем, это и есть современная русская народная песня", - говорит Владимир Шахрин. В альбоме "Изумрудные хиты" традиционный ритм и звучание рок-н-ролла "ЧайФа" сопровождают народные инструменты: хиты аранжированы ансамблем народных инструментов "Изумруд".
    "Изумрудные хиты" - пример удачного тандема и внимательного отношения музыкантов двух коллективов к творчеству друг друга: несмотря на всю близость настроения, рок-н-ролл остался рок-н-роллом, а балалайки, домры и гармошка тонко подчеркнули народность музыки группы "ЧайФ". В альбом вошли песни действительно из "золотого фонда" группы: "Ой-йо", "Африка", "В ночь по старым адресам", "За полшага", "Вольный ветер", "Аргентина-Ямайка", "Не спеши", "Оранжевое настроение". Любимые и признанные хиты были выбраны намеренно, чтобы дополнительная окраска дала возможность хорошо знакомой песне прозвучать с новым оттенком. В "Изумрудных хитах" гармонично совмещено звучание рок-группы и народных инструментов. "Они виртуозно владеют инструментами: получается живо, подвижно, гармонично и по-особенному окрашивает наш звук", - таково мнение "ЧайФа" об ансамбле "Изумруд".
    Сборник лучших песен группы "ЧайФ" - примерно то же самое, что "Зе бест" "Крематория". Разве что выбор хитов побогаче, а так все то же самое: выпускать подобные пластинки можно хоть каждый год, и на них всегда найдется спрос. Это путь простой и очевидный, но скучный. Уважающая себя группа материал для сборника берет не на старых дисках, а готовит его каким-нибудь специальным образом: играет на концерте в новой аранжировке, записывает с привлечением дополнительных музыкантов и т.п. А еще - не подпускает к формированию трек-листа никаких издателей, стараясь составить список своих лучших песен по собственному усмотрению. "ЧайФ" при подготовке "Изумрудных хитов" пошел именно что по трудному пути: группа пригласила на запись ансамбль народных инструментов "Изумруд", с которым "чайфам" как-то довелось посотрудничать. После совместного концерта дело дошло и до студийной сессии. В итоге у слушателя возникнет подозрение, что при выборе песен для сборника группа руководствовалась вовсе не соображениями, какие треки вызовут наибольшее удовольствие у поклонников, а пригодностью той или иной композиции к обработке с применением балалаек и домр. Видимо, по этому принципу среди "Изумрудных хитов" появились "Вольный ветер", "Матаня" и "Пиво".
    Зато в альбом не попало много заслуживающих внимания произведений, а многократно декларированная народность творчества группы "ЧайФ" в этом сборнике была благополучно доведена до абсурда. Шахрин и Бегунов всегда были органичны в образе душевных уральских хитрованов - но вот дернуло же их нацепить косоворотки с лаптями и превратиться в "Песняров". А именно такие ассоциации появляются, когда в каком-то очень знакомом и очень щемящем месте любимой песни начинают свиристеть и подъелдыкивать посконные трещотки и балалайки. Вот "Аргентина - Ямайка 5:0" - шуточная, но вместе с тем очень драматичная вещь: в новой версии шахринские распевы "какая боль, какая боль" происходят под гаденький фон любимого инструмента Полиграфа Полиграфовича Шарикова. И вроде тихонько перебирает член "Изумруда" три свои струны, а хочется плюнуть и выключить. Еще один народный хит "Ой-йо" надоел "чайфам" настолько, что они впервые позволили себе заявить об этом вслух. Песня дана здесь в абсолютно неузнаваемом варианте, чуть ли даже мелодия не изменена, а уж припев вообще спет совсем по-другому. В обычно до костей пробирающей композиции "С войны" "изумрудцы" сидят в засаде полторы минуты, после чего опять тихонько заводят свои народные инструменты. Но эта кажущаяся тактичность здесь не срабатывает - верное настроение сбивается напрочь. А вот позитивные песни "Не спеши" и "Оранжевое настроение" бренчание "Изумруда" не портит. С другой стороны, и без балалаек эти песни звучали неплохо - так к чему все эти излишества? Множить дальше число конкретных примеров нецелевого использования народных инструментов не имеет смысла. Никто не отнимет у "ЧайФа" звания русской народной группы, потому что секрет их народности заключается вовсе не в балалайках. Стремление музыкантов показать новое звучание известных песен, конечно, заслуживает уважения, но бывают такие песни, которые от избыточного украшательства теряют свою исконную прелесть. Это, на мой взгляд, произошло с большинством "Изумрудных хитов". Иногда для сборника лучше, когда он формируется тупо: из песен со старых пластинок, где они выглядят единственно верным образом.

Алексей Мажаев, InterMedia