В начало
АБВГДЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯA-Z0-9
 

Умецкий Дмитрий

Песни
Название  
1  Дорога в Иерусалим
2  Неведомый гость
3  Каждому свое
4  Девочка должна остаться дома
5  Вальс для Марии
6  Индиана Джонс
7  Другой
8  Попробуй быть хорошим

Дополнительная информация

Год выпуска: 1991 Производитель: NP Records

Альбом записан при участии:
Панченко К. - гитара
Савватеев П. - труба
Шумилов Д. - бэк-вокал, бас-гитара
Ларина Т. - бэк-вокал
    Говорят, что художника следует судить по законам, им же самим для себя избранным. И после пламенных речей экс-идеолога "Наутилуса Помпилиуса" Дмитрия Умецкого во славу постмодернизма, следовало бы попытаться проанализировать композиции его дебютного соло-альбома "Другой" именно с такой точки зрения.
    Начать, очевидно, придется с возможных затруднений при определении музыкальной стилистики данного альбома.
    Балладная мелодика, традиционная для рок-музыки, и вдруг - какие-то откровенно джазовые элементы, хотя в целом это джаз-роком никак не назовешь. Команда Умецкого в основном использует простой упругий ритм, присущий скорее всего поп-музыке, и при этом широко применяет самые различные стилизации. Живой звук, минимум обработки, рок-н-рольные гитары в сочетании с "классическими" инструментами создают полифонический эффект.
    На вопрос о том, что сам Умецкий думает о стилистике своей новой музыки, он отшутился: - "Теперь я пишу эстраду". Те же, кто захотят найти какие-то аналоги, невольно вспомнят JAPAN, Офру Хазу (Оfrа Наzа), JETHRO TULL, Стинга (Sting), пинкфлойдовский "The Final Cut" и даже ранний KING CRIMSON. Что, конечно, уже чересчур. Нельзя же стараться походить на всех кумиров разом. Оказывается, можно, оставаясь при этом Умецким.
    "Дорога в Иерусалим". Апокрифический текст, где слышатся едва ли не киплинговские интонации, вполне органично сочетается с англосаксонской мелодикой и псевдовосточной аранжировкой. "Мы пытались создать только иллюзию Востока. Ведь мы не имеем представления, какая на самом деле звучала музыка в древней Иудее две тысячи лет назад. "Дорога" - это сон, видение. Это представление современного молодого человека о том, как все тогда могло случиться" - объясняет Умецкий. Оттого-то, наверное, именно в этой песне, навеянной вечными темами веры, любви, предательства, смерти, каждый может найти что-то своё. Ну, скажем, "облачный стяг", который, судя по всему, и является знаменем постмодерниста.
    "Вальс для Марии". Да, конечно, рокмены прибегали и не раз к этой "классической" форме, вовсе для рок-н-ролла не свойственной. Именно поэтому они так или иначе приспосабливали его для себя и, как правило, в ироническом контексте (вспомните, например, "Вальс миллионера" QUEEN ). Но Умецкий вполне серьезно пишет вальс, и его команда аранжирует и начинает исполнять этот вальс в "Венской" традиции. Однако и тут кроется подвох, потому что к концу композиции вальс начинает трансформироваться в блюз.
    "Неведомый гость". На крепкой рок-н-рольной основе этой песни зиждется барочная стилизация.
    "Индиана Джонс". Было бы удивительно, если бы Умецкий, при его восторженном отношении к Спилбергу, никак не отразил этого в своем творчестве. И можно бы успокоиться на том, что "Индиана" - просто изящная стилизация под голливудский боевик. Но, легко поймать себя на мысли, что мелодия припева напоминает нечто совсем не голливудское, что веет от нее эдаким раздольным, разухабистым российско-цыганским духом. Но и это, как выясняется, не все. Текст - фантазия на темы романтических баллад Августа Бюргера и Гете периода "Штурмунд-Дранга". А в результате, получилась очень цельная и заводная композиция.
    "Девочка должна остаться дома" - вот уж чисто модернистский подход к проблеме, хотя и достаточно адаптированный для массового слушателя. И это в сочетании с текстом, представляющим собой вольный, даже слишком вольный перевод Умецкого из Вольфганга Борхерта, немецкого писателя-экспрессиониста, умершего в 1947 г. в возрасте 26 лет. Мотивы его стихов использованы Умецким еще в двух композициях: "Вальс для Марии" и "Попробуй быть хорошим". Вторая из них, так же, как и титульный номер "Другой", является определяющей, по мнению Умецкого, в концепции альбома.
    Альбом в целом, как и каждая отдельная вещь в нем, строится по постмодернистскому принципу "многоэтажной конструкции", где каждый обживает свой этаж, хотя альбом "Другой" обращен ко всем нам одновременно, Умецкий не стремится быть сверхоригинальным. Потому что главной своей задачей считает необходимость в очередной раз донести до слушателей такие вечные истины, которые никогда не устаревают и не становятся банальными, сколько их не повторяй "Не убий", "Возлюби ближнего своего как самого себя", "Не желай другому того, чего не пожелаешь самому себе".
    Ну что же, остается только пожелать Умецкому, чтобы он, продираясь сквозь дебри постмодернизма и совершая на этом пути разные немыслимые подвиги, всегда сохранял присутствие дуxa, "авторскую иронию" и доброту, что слышны с альбома.