В начало
АБВГДЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯA-Z0-9
 

АукцЫон 

Песни
Название  
1  Музыка моя
2  Думай про меня
3  Бабуля
4  Пол неба
5  Вьюга
6  Старец
7  Печаль
8  Муж
9 Города
10 Лиловый день
11  Якоря
Все тексты альбома

Дополнительная информация

Год выпуска: 2003 Производитель: Геометрия

Музыка Леонида Фёдорова (кроме 1)
Тексты Дмитрия Озерского, кроме:
"Думай про меня" - Дмитрия Озерского и Дмитрия Стрижова
"Города" - Олега Гаркуши
"Музыка моя" - текст и музыка группы "Преферанс"
"Муж" - Леонида Фёдорова

Леонид Фёдоров - голос, гитара
Андрей Котов - колёсная лира (6)
Виктор Бондарик - бас (5, 7)

Низкий поклон:
Игорю Волошину, Алексею Аграновичу
а также: Don Cherry, Ed Blackwell, А. Вивальди, Djivan Gasparyan, Georgian Voices, Fred Morrison, Yma Sumac, "Ростовским звонам", Хору духовной русской музыки "Сирин" под руководством Андрея Котова, Roy Smeck, С. Рахманинову, Richard Wagner, Carl Orff, Wilhelm Furtwangler, "New Japan Music II", А. Шнитке, И.С. Баху, Carl Maria Von Weber, Kodo with Isao Tomita, Ghazal

Сведение и премастеринг Андрея Романова
(c) Дизайн Светланы Никитиной
Спасибо за помощь Андрею Ласкину
(c) Фото Леонида Фёдорова, Павла Кострикина

Леонид Федоров (экс-«АукцЫон») записал очередной гениальный альбом. Говоря «гениальный», я не сильно грешу против действительности: это простая констатация того, что в лиловом конверте с изображением туземца с трубой помещена музыка, отмеченная печатью какого-то иного, неведомого большинству мира. Устроена она так: начинает усиленно работать федоровская акустическая гитара, которую вполне можно было бы назвать «дворовой», и на нее медленно, но верно налипают всякие звуковые ошметки: хоровые арии, радиомонологи, щелчки, старушечье пение, куски классических симфоний, потустороннее сопрано, марокканские трубы, капающая вода, треск проводки, писк часов Casio, потаенная электроника, разговоры, крики: (Кое-что можно даже узнать: в конце «Старца» явственно слышен голос Эминема (Эминема!), в «Лиловом дне» - гортанные вскрики Имы Сумак, но это узнавание не важно и не нужно.) Песня превращается в вязкий ком аудиотумана, в котором медленно движется тоскующий мужской голос, натыкаясь на разные предметы и тоскуя еще больше. Записано так плотно, что невозможно просунуть лезвие; продираясь сквозь этот кустарник шумов, звонков, картонных ударов, голос Федорова обдирается почти до крови. Кажется, что на заднем плане щелкают зубами какие-то томминокеры, пожирающие время и искажающие пространство, оставляющие от мыслей и эмоций лишь обрывки, слоги, части фраз: жил ли не жил, жаль ли не жаль, хух ли не хух нехух ли. Осколочные тексты Дмитрия Озерова рассыпаются, крошатся, мелодии поминутно проваливаются в совершеннейшую какофонию, как на записях вьетнамских уличных оркестров, - но песни, песни остаются и продолжают звучать в душе слушателя долго после того, как закончится альбом. При этом если предыдущий альбом, «Анабэна», записывался внушительной толпой музыкантов («Волков-трио», Сергей Старостин, Леонид Сойбельман и еще добрая дюжина человек), то «Лиловый день» - это частная антреприза одного Федорова, которому теперь, как Мамонову, совсем-совсем никто не нужен: есть микрофон, компьютер, набор любимых пластинок - вот и все, и этого достаточно. Кажется, что в одиночку невозможно записать такое: слишком пронзительной и веской, почти нечеловеческой кажется эта пластинка. И оттого, что где-то в Питере живет человек, которому это под силу, становится немного страшно.

Алексей Мунипов
   Диск ладный, певучий и восхитительный. И, что удивительно, в самом деле новый - Леонид Федоров так долго ходил вокруг переделок старого да около всяких будетлянских анабэн, что продолжи он в подобном блаженном духе - простили бы и одобрили. Жилец вершин все-таки. Но нет, он надышал добрую дюжину совершенно неслыханных песен, из которых всего-то парочка была как-то засвечена ранее. Каждую из песен подмывает не откладывая подобрать на гитаре - хотя я и не умею этого делать. Особенно №4 («Полнеба») и №7 («Печаль») - это создания уровня «Зимы» и той же «Птицы», сверхсрочное песенное искусство. Стилистически «Лиловый день» совпадает с предыдущим федоровским сольником «Четыре с половиной тонны» - та же кухонно-рюмочная акустика, нарочито криминальные грязь и копоть записи, капающие краны, нестройные хоры неопохмеленных гостей, отзвуки тараканьих бегов под обоями. Голос Федорова звучит как давно, с прошлого вечера, уже сорванный. А на гитаре он играет - примерно как Цой в 1982-м. И в этом жухлом, словно бы пигментированном, саунде «Лилового дня» живет восторг свежесочиненной, начерно исполненной песни.
   Этот восторг имеет под собой плодородную почву - потому что новые федоровские композиции выразительны необыкновенно и против воли запоминаются с первого же прогона. Умеет же человек присочинить мелодию! Федоров, этот Левша русского рока, кует музыку, невзначай сообразуясь с аглицким понятием lo-fi - то есть пишется нарочито небрежно и кустарно. Так, словно пленку взяли да и начистили кирпичом. Но при кажущейся наивности исполнения звукоизмещение этой пластинки велико: за гитарой и голосом поминутно увязываются какие-то свистульки, жалейки, колотушки, обрывки симфоний и прочая небывальщина. Аппарат получается сложный, неказистый с обшивки, но летательный. Странно и удивительно слышать, как русская голоштанная рок-акустика оказывается украдкой напоенной звуками большого авангарда, серьезной классики и просто передовой саунд-эстетики. Не зря же на этом диске, воспевающем «музыку мою с добрым взглядом», среди прочих выражена благодарность Имме Сумак, Рахманинову и новой японской музыке. Самому Федорову тоже надобно объявить серьезную благодарность за то, что он придумал, куда нам можно двигаться дальше, ни много ни мало. Вообще надо сказать, что все здешние мастера более или менее оригинального звукоизвлечения в последние месяцы встряхнулись. Хороший альбом сделал Бутусов. Очень приличный материал готовит к выпуску Черный Лукич. Дома в Омске пишется «Гражданская оборона» - их предстоящий альбом «Долгая счастливая жизнь» обещает стать главным рок-релизом самого ближайшего времени. А через месяц - и вовсе новый «Ленинград». Что же, зима предстоит долгая. Именно такая музыка нам и должна быть впору.

Максим Смеляк
   В нынешнем месяце, похоже, культурная жизнь столицы снова на высоте. Посудите сами - помимо того, что в Москву приезжают Blur, Tiger Lillies и Марайя Кэри, полуобнаженные фото которой расклеены по всем углам, вышел и новый альбом вокалиста группы «АукцЫон» Леонида Федорова. Все эти явления чрезвычайно знаменательны. Например, они показывают, что в нашем обществе, и в музыке в первую очередь, происходят необратимые изменения...
   Пресловутые «Tiger Lillies» в Москве разве что только квартиру не купили на Китай-городе, рядом с клубом ОГИ. Десять лет назад, какое там! и представить себе это было нельзя. Как раз тогда АукцЫон записал свой последний перед длинным перерывом альбом «Жилец Вершин» с Алексеем Хвостенко. Потом десять лет молчания, за исключением концертов, разумеется. Последний альбом «это Мама», к негодованию поклонников, содержит всего две новые песни (ну, там, правда, еще много старых). И вот пожалуйста - новый Федоров для новой России.
   Ни для кого не секрет, что вообще Леонид Федоров - это современный Луи Армстронг. Во-первых, на новом диске он поет басом. Так что если кто его как раз лет десять не слышал, то уже точно не узнает. Во-вторых, на лиловой, разумеется, обложке изображен толстый негр с трубой. Наконец, если прислушаться как следует, то можно различить в качестве фона для песен фрагменты композиций Баха, Шнитке, Рахманинова и некоторых других знаменитых композиторов. При первых звуках луиармстронгова затяжного блюза каждый уважающий себя афроамериканец испытывает то, для чего сорокалетний русский с брюшком и в галстуке, работающий в суде или рекламном агентстве, выкладывает 400 р за концерт Федорова в клубе Б2 или том же ОГИ. Это называется Dusha, Sud'ba и Toska. На новом диске невнятное бормотание певца и дремлющая гитара закручивают звук в спираль, когда кроме повторяющейся мелодии загипнотизированный Russian Businessman не способен различить больше ничего. И даже ведущая самого-форматного-на-свете «Нашего радио» объясняет не особо втыкающей аудитории, что под Федорова предпочтительно рыдать и биться в конвульсиях. Стоит ли говорить, что эта пластинка - и своеобразный итог последних экспериментов Леонида с русскими народными песнями при участии Андрея Котова и Сергея Старостина. Непосредственно они сюда не вошли, но, равно как и Армстронг, Леонид Федоров все способен спеть как заговор или похоронно-свадебные куплеты. Вот, кстати, и пара строчек из новой песни «муж»...
«Муж ли немуж
уж ли неуж
уж ли неуж неуж ли.
Мышь ли немышь
шишь ли нешишь
шишь ли нешишь нешишь ли.
Ух ли неух
хух ли нехух
хух ли нехух нехух ли.»
   Господа! Отключите телефон в офисе, заприте дверь и вынимайте «Столичную» из ящика. Ритмический вой Леонида, перемежающийся рудиментарными повизгиваниями а ля «олд АукцЫон», вводит в мгновенный транс, да-да! (Вы подскакиваете на компьютерном кресле). «Никого не принимать!» - кричит секретарша. Она не слушает с вами певца, а сидит в коридоре, и неудивительно.
   Новый альбом прямо-таки покоряет своим фатализмом в отношении женщин. Чего стоит хотя бы сакраментальный концертный в недавнем прошлом хит про «пол кошмара», женский то есть. Не говоря про сомнительное «ядом напоила, рядом прилегла». Но, в конце концов, должен оторваться сегодня русский человек или нет?! Чтобы ему рассказали, наконец, про бабу-ягу и кисельные берега, а не про там «до свиданья мой любимый город», «молодые ветра» и прочую мутотень.
   Парадоксально, что при таком, можно сказать, всероссийском признании, артист все-таки ютится в нише богемы, клубной альтернативы и даже, страшно сказать, - жанра world music (ворлд мьюзик, то бишь). Мой приятель, например, любит блеснуть эрудицией по поводу того, что Федорова единственного из России включили в какой-то диск ста лучших исполнителей планеты.. Вероятно, это правильно, тем более что все-таки и наши не дураки, понимают: национальное достояние, каким является АукцЫон, не след крутить в подземных переходах и ресторанах. Но кто может знать, как пойдет дело в ближайшие двести лет? Я делаю совершенно четкий прогноз, что песни с национальными названиями «Вьюга», «Печаль» и «Старец» займут законное место, и в хромированных ресторанах киберцыгане будут отплясывать под их оцифрованный звук вслед за «Ямщик не гони лошадей». А что касается планетарного масштаба... Надеюсь, вы помните, что звание «мисс Вселенной» не так давно носила русская тетя-милиционер?
   Повальное увлечение этно, пусть даже и возвращающее народу чувство собственного я, является в своем роде капитуляцией общества потребления перед пастью природы. Именно поэтому Федоров так любим клерками. Вечное счастье пассивности, подчиненности и беспомощности, которое так в наше время редко удается испытать рядовому чиновнику, охватывает толстеющих дядек как на концертах музыканта, так и при прослушивании последнего материала. Напиваясь под слова, надеюсь, бессмертного Алексея Хвостенко, сквозь слезы они лепечут «Огрубело сердце мое, Почернело тело мое, обмелело мело мое, Улетело село мое.» И швыряют на стол еще сотнягу для официантки. Пусть этот кайф собственной ничтожности равняет пресловутых дельцов с парижскими купчинами 19 века. Пусть наивные слушатели «нашего радио» говорят о «лиловом дне», что это «клевые, очень хорошие и легкие дворовые песни». Но все же напоследок предупреждаю: особенного внимания на диске заслуживает третий трек под названием Бабуля. Леонид Федоров, вкрадчиво ноющий комариным голосом, вдруг неожиданно (дрожь бежит по спине) преображается во всамделишную столетнюю карельскую бабку. Спешите купить!

Мария Пальто